Чечня и Азербайджан: продолжение автостопа

Октябрь 27, 2015 в 10:07 пп

Часть вторая: В Грозный — Дорога до Баку — Азербайджан.

В Грозный

Первую часть автостопа можно прочитать здесь.

Рано утром я выехал на трассу из Невинномысска в сторону Грозного.

Первые пару машин подбрасывали всего на 10-20 км. Со следующим водителем я проехал достаточно долго. Он был кавказской внешности и немного внушал страх своим внешним видом. Далее мы свернули с шоссе, но он сказал, что подвезет дальше и мне будет проще уехать. Хотя обычно я выходил из машины, как только водитель сворачивал с намеченного пути. Ехали мы довольно долго по проселочным дорогам, малопосещаемым водителями.

Вспомнил, что мне про эту дорогу говорили, мол здесь водители объезжают расположившийся впереди прямо на трассе крупный рынок с большими пробками.

Как только на первой заправке, водитель, оставив работать двигатель — отцепил брелок сигнализации, я понял, что он мне не доверяет, соответственно бояться его не стоит.

На следующей нашей остановке, он захотел купить рыбки, брелок уже не отцеплял — начал доверять. Это хороший знак. На одной из развилок наши пути разошлись. Ему направо, а Грозный — налево.

Буквально сразу же, стоя с табличкой, удалось застопить машину. Мне открыли багажник, я закинул свои рюкзаки. Это оказались два чеченца — Саид и Ильяс. Остановились они, т.к. подумали, что я военный. А у меня чехол под спальник в камуфляжной расцветке. Сказали, что мне повезло и они едут прямо в Грозный. На повороте с асфальта на грунтовку, один из них повернулся и сказал, что хотят показать мне интересное место.

Пытаться отговорить их ехать в интересное место я не стал и не прогадал. Они показали мне старинный мост Шейха Дэнима.

автостоп чечня

Еще подъехали к обрыву реки Терек. Красивое место для пикника. Там довольно быстро осыпается береговая линия, за 10 лет осыпалось метров 500.

После этого мы вернулись на асфальт и доехав до станицы Первомайской они пригласили к себе в гости. Отказываться я не стал. Там довелось поближе рассмотреть чеченский П-образный дом и отведать одно из национальных блюд. Очень похожее на лаваш с творогом.

Народ очень гостеприимный оказался. После этого они отвезли меня на автобус из поселка до Грозного. Мы обменялись контактами и до сих пор общаемся.

С автовокзала я пытался узнать у местных, как мне добраться до адреса, который указал хост, но никто не смог подсказать номер маршрутки. Тут подошел один парень, и вручил 200р, сказал, чтобы я ехал на такси. Так я и добрался до адреса.
Юсуп принял меня в гостинице, т.к. жил он далеко от города, а сюда принимал туристов. Вечером мы немного прокатились по городу.

Еще 2 полных дня я гулял, рассматривал и изучал Грозный. Посетил национальный Чеченский музей. Первый день сам, на второй день вечером вернулся Юсуп и повез меня в ресторан, попробовать все местные блюда.

Еще мы заехали в место, где местная молодежь играет в настольные игры. Сыграли разок в мафию. На первого человека, который и правда мог быть мафией, я навел всех остальных, но в поисках второго мафиози, мой выбор разошелся между двумя подозреваемыми и меня самого убили за подозрение в странных наводках. Мне вообще не хотелось оправдываться и я разрешил себя убить. Игра была очень интересна.

Грозный — самый чистый город из всех, которые я видел.

Грозный — Баку

С Грозного хотел выехать пораньше. По плану было добраться за световой день до Баку. Выбирался на маршрутке с автовокзала до шоссе. На шоссе выбрался часам к 12.

Я старался не останавливать таксистов и маршрутчиков, но подобрал меня чеченец на микроавтобусе. Оказалось, что он ехал до Махачкалы абсолютно пустой на ремонт, т.к. машина больше 80 не ехала. По дороге остановились в каком-то поселке. Он увидел свой автобус на остановке, работающий в рейсе, на котором у него свой водитель. Там прикупил перекус в дорогу. Еще мы заехали на какой-то дагестанский авторынок.

Пока он что-то искал — я сидел в машине. Оказалось, что зря заехали: цены там такие же как и везде. Он высадил меня в Махачкале, на круге.

Дальше меня подхватил мужичок на пикапе. Старенькая рабочая машинка. Довез меня до скоростной трассы из города.

Следующим меня подобрал человек на китайской машине с номером 1. Сказал, что увидев меня, захотел подвезти, но ехал слишком быстро, поэтому развернулся и на второй раз проезжал медленнее. С ним мы проехали анфас Пушкина, высеченный на одной из скал.

На одном из поворотов к деревушкам он меня высадил. Стою дальше. Подъезжает ко мне задом мерседес, который то ли проехал, то ли стоял возле одной из кафешек.
— «Садись, смогу довезти до Дербента, только я с родителями».
У Наби, так его зовут, только мать не понимала русский язык. Показал мне крепость в самом Дербенте, обменялись контактами и разъехались. Приглашал меня с друзьями приехать летом.

Далее меня подобрали лизгины. Это один из 30-40 народов Дагестана. И у каждого народа свой язык. С ними доехал до границы и простоял в машине очередь. Российско-Азербайджанскую границу разрешено пересекать только на транспорте.

Поэтому с пешеходов без транспорта брали по 150р. за то, чтобы проехать стоя в раздолбанной газеле 1 км таможни. Заехав на территорию российской таможни нужно всем пассажирам выйти с сумками и пройти паспортный контроль и сканеры. Народу было много, все толкались. Своей очереди я ожидал часа 2. Как только она дошла — меня остановили на паспортном контроле. Отвели в спецкомнату, стали допрашивать и задержали еще часа на 2.

Ничего не бойтесь — меня останавливали по личным причинам. Моя машина с лезгинами в это время, естественно, уехала. Таможенник сказал, что посадит меня в первую машину, но активных попыток найти для меня транспорт с его стороны я не увидел, и сам начал проситься в отъезжающие машины. Один из мужичков согласился меня провезти до азербайджанского пункта.

При погрузке своего багажа обратно в авто, он активно бормотал, какие они все там не хорошие. Из России в Азербайджан почти никого не было без сумок. Все что-то везли, т.к. в Азербайджане все дорогое.

На Азербайджанской таможне я всего час простоял в очереди. Досмотреть лично меня у них желания не было, поэтому я относительно быстро проскочил. Как только вышел за ворота — активно начали нападать таксисты и менялы. Я быстренько удалился. Первое впечатление об Азербайджане сложилось из отсутствующих дорог, начиная от самой таможни.

Пересек границу уже по темному и вопрос с ночным автостопом вылез на первый план.

Дорога эта прямо на Баку, но она сильно ушатана. Первым подобрал меня таксист, который вез еще кого-то в один из городов. Там меня и высадил. Стою дальше. Тут-то на меня и налетели куча халтурщиков, т.н. таксисты.

Машины останавливались, но как только слышали NO MONEY сразу же отказывались подвозить. Долго ждать мне все равно не пришлось. Меня подвез один паренек, отлично владеющий русским. 8 лет прожил в России, поначалу было тяжело там с языком, но потом научился. Из-за болезни вернулся сюда, тут женился, завел ребенка, ну … пустил корни в общем. С удовольствием подвез бы еще и до Баку оставшиеся 160 км, но его ждут дома.

С таким же удовольствием предложил бы остаться у себя, но сам живет у тещи. С его телефона я отправил смс хосту в Баку, что в дороге, и спросил, сможет ли он меня принять. Еще немного посидел, подождал ответ, но бесполезно.

Следующий подобрал какой-то странный чувак, который предложил мне место на заднем сиденье (при свободном переднем). Он спросил, куда мне именно нужно в Баку. Я назвал ему адрес. И тут он выдает:
— «Знаешь, сколько тебе это будет стоить»?
— «Я автостопер, денег нет».
— «В таком случае, я тебя высажу»!
— «Проблем нет, высаживай».
— «В поле я тебя не оставлю, довезу до более менее удобного места и высажу».
— «Ок».
Пока он искал подходящее место, мы проехали вместе еще 60 км. Высадил он меня на крупной придорожной остановке с кафешками. Пожелали другу другу счастливого пути и растались.

Не успел я стать голосовать, как ко мне подъехал отъезжающий от кафе бусик на 8 мест.

— «Я тебя видел раньше, но не успел остановиться. Тебе в Баку? Есть место в багажнике. Поедешь»?
— «Денег нет» (уточнил я).
— «Да знаю я».
Багажник в микроавтобусе — место за сиденьями шириной в пол метра. Поставил спальник на запаску и сидя уснул. Меня разбудила какая-то дискуссия, происходящая между пассажирами. Оказалось водитель спрашивал у меня: «Ты с нами поедешь или тебя на трассе оставить (не доезжая до Баку)»?
— «Поехали (ляпнул я спросонья)».
Мы отъезжали куда-то заметно в сторону от Баку и я начал уже жалеть о своем решении. Приехали мы в торговый центр “Седерек” — крупнейший на всем Кавказе. Его пассажиры пошли в гостинницу, он предложил мне тоже тут выспаться, но я отказался. Проводив своих пассажиров он сообщил, что сам едет в Баку и подвезет меня.

Моей радости не было предела. Мы приехали часам к 3 ночи в Баку. Проезжая по пустынному ночному городу, водитель устроил мне мини экскурсию, рассказывая, что за здания нам встречались по дороге. Я попросил высадить меня поближе к Макдаку. На повороте мы растались. Он уехал домой, я пошел в другую сторону к маку.

Азербайджан

Найдя макдак, я надеялся подключиться к вайфаю и написать своему хосту, но не тут то было. В маке вайфай оказался нерабочий. Я спросил у персонала, где я могу подключиться, они указали мне направление, сказали название магазина и пароль. Подойдя к магазину я ввел пароль, оказался неверный. Стал методом тыка подбирать. Мне сказали, как он звучит, а как пишется, я уже сам угадал.

Хосту сообщил, что уже в городе и посмотрев адрес на карте (он сказал ранее), я выдвинулся пешком в сторону его дома. Был сильно уставший и чуть ли не валился с ног. Шел как зомби, засыпая на ходу.

К 6 утра совместными усилиями, с подсказками местных жителей — я отыскал дом. И не зная ничего, кроме имени, стал спрашивать у охранника, где тут такой живет. Он открыл журнал, посмотрел, но не нашел никого подходящего. Я взял пароль вайфая и у охранника, стал писать снова, что жду уже у дома. Звонил с нескольких телефонов охранника, но никто не отвечал. В зомбическом состоянии я полуспал стоя. Затем попросил охранника, чтоб провел меня во двор до лавочки. И тут, в арке, шел невысокий мужчина, по годам похож на хоста, по фото — не очень. Но он сам увидев меня с рюкзаками — узнал. Сам он шел на работу и не читал моих писем (случайно встретились вобщем), пригласил меня к себе домой, а сам снова ушел на работу.

Оставил мне ключи, предупредил, что прийдет какая-то женщина и чтоб я был дома не позже 18. Я принял душ, поспал немного, пришли 2 женщины, которые готовят ему поесть. Я пошел прогуляться и к вечеру вернулся. По вечерам мы с ним общались, а с утра до вечера — я мог гулять, спать, все что угодно. Он сам турист со стажем. Коренной британец, переехал из Ливии, Алжира. До Азербайджана какое-то время там жил и работал. Он обожает Сахару и очень жалеет, что по соображениям безопасности пришлось переехать.

Погостил я у Алекса дня 3 и поехал дальше.

Вышел пешком из центра и прошел практически весь Бульвар с рюкзаками. Уже передвигаясь по трассе я понял, что у меня появился страх ловить машину, возможно из-за тех попавшихся халтурщиков. Решил ловить машину еще в черте города. Остановилась машинка, мне показалось, за рулем была женщина, подхожу ближе и правда.
— «Oh, tourist?»
— «Yes».
Мы перебрасывались словами на английском (до этого я уже успел убедиться, что русский и английский тут практически никто не понимает). Я пытался объяснить, куда мне нужно, а она пыталась понять. В итоге мы жестами договорились, что она высадит меня на окружной. Я сел в машину.
— «Where are you from?
— «From Ukraine».
— «О, так ты наверное и русский язык знаешь»?
— «Да», — сказал я и мы рассмеялись от сложившейся ситуации.

Остановила она машину т.к. увидела “светлого человека”, как она сама рассказала. Девушка лет 25, сама, и не побоялась остановиться. Меня высадила на окружной и поехала в аэропорт, встречать своих родителей.

Я обошел эстакаду, начал стопить на ходу. Решив поехать на юг Азербайджана, я заготовил заранее табличку с надписью Lenkoran. В первой остановившейся мне машине была семья: мама, папа, сын, лет 16. Они направлялись как раз в сторону Ленкорани. Ехали к своим родственникам на праздник Новрус. С ними я проехал почти весь путь и попрощался в 30 км от моего хоста.

автостоп азербайджан

На этом перекрестке, увидев меня — вышли 2 охранника со стоянки, не понимающие ни русского, ни английского. И что-то пытались мне рассказать, но я их не понимал, поэтому и начал уходить. Они меня всячески пытались задержать. Оказалось, они хотели вызвать мне какого-то своего знакомого таксиста. Избавившись от них, я выбрал себе другое место голосовать чуть поодаль.

Остановился мерседес, там сидело 4 мужика. Я сел к ним. Они начали меня расспрашивать: куда я, и откуда. И очень возмутились, почему это меня не приехали встретить, ведь я же “почетный гость”. Возмущению не было предела, и у них получилось, все таки, взять у меня телефон моего хоста. Набрали номер, поговорили на азербайджанском непонятно о чем (для меня). Двое вышли по дороге. Подъехали к тому месту, где мне нужно ехать прямо, а водителю поворачивать.

Ехал на кладбище, кого-то навестить, видимо из усопших родственников. Но возмущение было настолько сильным, что он сам предложил отвезти меня дальше, где меня уже встретят. Сказал, мол, если вдруг тебя тут не примут — звони мне, я через пару часов возвращаюсь в Баку. Также сказал, что через 15 мин. подойдет мой хост к этому месту и развернулся. А довезли меня в поселок за Ленкорань (в дословном переводе — дом из камыша).

Это дворец бракосочетаний

автостоп азербайджан

Через 15 минут, как и было сказано, подходит паренек. Одним из его первых вопросов был:
— «Зачем ты приехал в эту дыру»?
— «Очень хотелось посмотреть, как живут люди на юге Азербайджана».
Оказалось, что и у Равиля я первый гость по каучсерфингу. Он пригласил меня домой. Ах да, он живет вдвоем с матерью и она еще не знает, что у него будет гость.

А вот такой у Равиля спортзал.

автостоп азербайджан

Дабы не было сюрприза, он все же сообщил ей по телефону. Она собиралась вернуться только на следующий день. Видимо ее родственникам, где она была, стало интересно, что это за птица такая “ТУРИСТ” и с чем его едят, и они также решили приехать. Приехало 5 человек (всего столько влезло в машину). Все были очень веселые и общительные. Дядя Равиля решил не скрывать своего интереса и “бомбил” меня разными вопросами.

На следующий день Равиль договаривался принять еще семью россиян с 2-мя детьми, возвращавшихся домой после 4-х месячного путешествия со стороны Ирана. В этот же день я вышел к морю. Берег очень грязный из-за черного песка и особенно из-за различного рыбачьего мусора.

На следующий день выехал я пораньше, т.к. планировал за день доехать сразу в Тбилиси. Идеально этот бы маршрут проделать за 2 дня. Это изначально была нереальная затея, но хостов на пол пути я не нашел.

Первая машина остановилась в каком-то селе.

Водитель не понимал, как мне показалось, даже жестового языка, поэтому он сказал садиться и доехав до одного из магазинов, вышел и показал, чтоб я шел за ним. Тут я понял, что это тоже халтурщик и хотел поскорее от него избавиться.

Владелец этого магазина мало мальски понимал русский. Ему я объяснил, что я автостопер, денег нет, и чтобы тот перевел водителю. Они вроде поняли друг друга. Едем мы дальше. И тут водитель достает, почти незаметно, шашку из под сиденья и ставит на крышу. Приехали мы на вокзал. Этот самый водитель очень настойчиво пытался меня посадить на автобус, еле отбился.

Вернулся к машине за рюкзаками, а он показывает, мол плати. Я опять попытался объяснить, что я на попутках езжу — «ПО ПУТИ» и не нужно меня специально подвозить. Он скривил настолько недовольное лицо, что мне его стало жалко и я вспомнил за оставшиеся 50 р. из России. Это его тоже не особо обрадовало, но хоть лицо попроще сделал))).

Далее меня взяли 2 мужика на грузовом Isuzu. Им запрещено подбирать пассажиров, но они не послушались запрета на этот раз. По дороге заехали в кафе, где попили чайку с их друзьями. На следующей остановке водитель чистил какую-то колючую траву и ел середину. Дал и мне попробовать. Мне не особо понравилось и от добавки я уже отказался. Высадили они меня на перекрестке в Билесуваре и дали в дорогу бутылку лимонада в стекле.

автостоп азербайджан

Проходя через город опять отбивался от таксистов. Вышел за город и там пытался словить машинку. Никто не останавливался, копы несколько раз проезжали мимо, ловя нарушителей или просто “колядуя”. Решили они подъехать и ко мне. Начали отговаривать ехать этой дорогой т.к. она дальше разбита.

По этой дороге ездят в основном фуры. Рано утром туда, а днем оттуда с песком и еще чем-то сыпучим. Была как раз вторая половина дня и все ехали оттуда. Копы уехали. Я продолжал идти вдоль дороги. Подъезжают снова.

— «Нам тебя жалко, чем мы можем тебе помочь»?
— «Ничем, спасибо, я попутку буду ловить».
— «А хочешь, мы остановим»?
— «Не стоит» (понимая, что сам стану нежелательным пассажиром, если они меня кому-то навяжут).
— «Хочешь, мы тебе денег дадим»?
— «Не нужно».
— «Мы все-таки остановим тебе машину. Жди здесь 10 мин».

Они уехали, я уже не поднимал палец вверх, решил все же подождать. Тут машина сама останавливается. Садись. Ну я и сел. Эльхан подвез меня до одного из сел, где дорога заканчивается.
Если никого не словишь — зайди к моему другу вон в то кафе, он мне позвонит и я за тобой приеду.

Машин тут проезжало очень мало. Остановился дедушка, бывший учитель младших класов, на семерке. Как и мой дедушка, накормил меня конфетами. Общались мы на русском. Довез меня дальше, чем ему нужно было.

— «С этого поворота ты уедешь быстрей», — сказал он. И действительно там дорога началась. Не на долго, правда.

Сел в первую, машину, которая остановилась. Там уже было 4 человека. По дороге они высаживались. Выйдя из машины пошел дальше вдоль трассы. Снова напали таксисты, хорошо, что они русский не понимали, легко получалось отделываться. Но тут какой-то пастух (дед с палкой) услышав, что я говорю на русском, решил ввязаться. Тоже пытался меня посадить в машину. Я ушел не слушая его. И тут он крикнул:
— «Туда не ходи, там собаки покусают».
Рассмешил он меня своей угрозой.

Следующая машинка остановилась и там был тот же мужик, который ехал со мной в прошлой машине. Мне даже не пришлось ничего объяснять. В конце поездки только поблагодарил на азербайджанском.

И тут очередной водитель, проехал мимо, но решил вернуться, ехал с маленьким сыном.

Спрашивает меня:

— «Ты откуда»?
— «Украина».
— «Оооооооо, я знаю Шахтерск».
??????????????? (мне не послышалось?!)
— «Я в молодости там с Шакиром работал».
— «Так я из Шахтерска»!!!
— «Ты серьезно»???
— «Ну да. Я Аслана и Шакира знаю». (а азербайджанцев в нашем городе было не так-то много)
— «Оооо, поехали ко мне домой»?
Акбер меня пригласил к себе домой, я сначала отказывался, но потом прикинув, что сегодня до Тбилиси я точно не успею, согласился. На своей улице он разрешил порулить сыну (лет 10). Тот ловко справлялся на узкой улочке, задним ходом в том числе. Очень гостеприимная семья меня встретила. По русски понимал он один, а остальным переводил. Праздник Новрус еще не закончился, и сладости еще остались. Я думал они меня до смерти закормят.

Акбер — учитель военной подготовки в школе. Когда был в Шахтерске — хотел остаться. Но приехав сюда, завел семью и сейчас хочет опять поехать в Шахтерск. Все необходимое мне предоставили (душ, вайфай).

Утром я попросил вывезти меня до шоссе из Барды, но Акбер решил, что будет лучше, если он отвезет меня в Евлах. Я настаивал, чтоб он не ехал, но он меня не слушал.

По пути мне встречались 2 типа людей:
— ты молодец, что путешествуешь, я поддерживаю, сам тоже путешествую (или хотел бы);
— вот тебе заняться нечем.
Второй тип мне и попался из Евлаха на маленьком грузовичке. Он меня довез до Гянджы.

автостоп азербайджан

Окружную дорогу вокруг города я проехал с семейной парой, средних лет, вообще ни слова не понимающих на русском.

Потом мне остановились парни на маршрутке. Я сказал, что денег нет, но они все равно согласились подвезти меня. Ford Transit на маршруте, впереди сидели 3 парня, все друзья (я так понял) и я —единственный пассажир. Молодой водитель оказался настоящим гонщиком. Давно я не встречал столь резвых маршрутчиков. По пути мы все же подбирали пассажиров, в том числе с детьми, и водитель вроде сбавил скорость.

Весь город Газах я прошел пешком. Сразу не знал сколько прийдется идти. Знал бы — не пошел. Весь город меня сопровождали взгляды, будто к ним приехал динозавр и спокойно разгуливает по городу.

За городом словил машинку. Это снова был таксист, но он согласился довезти без денег. И тут из пассажиров я снова встретил вчерашнего мужичка. Уж начал думать, что он меня преследует.
Водитель, я думаю, это был тот самый Даниэль из фильма Такси. Он также проезжал знак 60 на скорости 160, думая, что эти знаки для скейтбордов.

Мы быстренько долетели до границы.

Продолжение в следующей статье: Грузия, люди и автостоп.

Свои вопросы по путешествию, вы можете задавать непосредственно Александру: nikoaldr@gmail.com.